Heuristics

Free legal aid

26 january 2016

“Heuristics” edition: “Free legal aid” is part of the LPRC “Improving access to justice in Kazakhstan” project implemented with the support of the US Embassy in Kazakhstan.

What is legal aid, to whom is it available in Kazakhstan, how do the lawyers work, and what problems need to be addressed? On these issues, the "Heuristics" program meets Gulnar Baigazina, the head of the legal consultation "Advokat", a member of the Presidium of the Republican Bar Association and a member of the Presidium of the Almaty City Bar Association.

The state very clearly outlines the range of persons to whom the state guaranteed legal aid will be granted if a request is made. Free legal aid is provided, if the subject is a minor; persons suffering from mental illness; incapacitated citizens. These are the subjects who are in need of protectors a priori.

In criminal proceedings, free legal aid is provided to the accused person in cases where the prosecutor involved or when the second party has a lawyer. Based on our practice, today there is no case in criminal practice, when the access to free legal aid was denied.

The administrative procedure also stipulates that participation of a lawyer is mandatory in cases where a party requests it.

In civil proceedings the attorney can be provided free of charge for pensioners, veterans of the Great Patriotic War, persons equated to them, disabled groups I and II, orphans, military personnel during military service and women with young children. If during the judicial proceedings listed participants are asking for qualified legal aid, the judge makes a decision and sends it to the territorial office of legal consultation. The consultation appoints a lawyer who accepts an instruction and obtains a warrant to conduct the case.

There are certain requirements of the quality of services provided of all lawyers, including providing free legal aid. In particular, the lawyers took an ethical code, which is written: "To carry out the work honestly and conscientiously" The attitude of lawyers to perform their duties must be very serious, regardless of whether they are working under the agreement or for other purposes. Even before the adoption of the law on state-guaranteed legal aid, lawyers conducted their own analysis on the participation of lawyers in cases of agreement and in cases of appointment. The results showed that when lawyers take part in cases to which they were appointed, the results are better than in matters under the agreement.

In connection with the adoption in Kazakhstan Law on state-guaranteed legal aid, we have a single administrator. This body makes payment to appointed lawyers. The Ministry of Justice of Kazakhstan acts as an administrator.

What needs to be changed?

Firstly, you need to strictly define the circle of citizens who are granted free legal aid in criminal proceedings. For example, pre-trial investigation authorities investigated cases of corruption or embezzlement, etc. For criminal liability involving well-off people, who have the means, the family, according to the law, since it is a serious crime, it is necessary to provide counsel to them. And he appoints a lawyer, and the state fully pays for that lawyer. In my opinion, in such cases, a lawyer should be paid by the person on their own, because they have a substantial income and are able to pay for legal services.

Secondly, you must decide on how to pay for the work of lawyers working as intended and providing legal assistance guaranteed by the state. There should be an adequate amount of remuneration for lawyers and eliminate bureaucratic delays in obtaining decisions on remuneration, that is to simplify the mechanism of remuneration of lawyers. We realize that the simpler the system, the less corruption and the quicker the end user gets the legal assistance they need.

The purpose of the above expert video project "HEURISTICS" is simply to clarify complex concepts. We appeal to the individual experts to clarify the various issues that arise in the course of discussions of key reform legislation and law enforcement practice of the Republic of Kazakhstan, new trends in international standards and the principles and standards of international law which are already familiar to us.

Our project is designed for a wide audience, and, we hope, will be of interest not only to specialists of law, but also to anyone who is ready to receive information from first-hand experts.

 



Archive

Эвристика

Бесплатная юридическая помощь

26 января 2016

Выпуск "Эвристики": "Бесплатная юридическая помощь" является частью проекта LPRC «Улучшение условий доступа к правосудию в Казахстане» реализуемого при поддержке Посольства США в Казахстане.

Что такое бесплатная юридическая помощь, кому она оказывается в Казахстане, как работают адвокаты, и какие проблемы необходимо решить? На эти вопросы в программе «Эвристика» отвечает Гульнар БАЙГАЗИНА, заведующая юридической консультацией «Адвокат», член Президиума Республиканской коллегии адвокатов, член Президиума Алматинской городской коллегии адвокатов.

Государство очень четко очерчивает тот круг лиц, которым может быть предоставлена гарантированная государством юридическая помощь по ходатайству. Бесплатная юридическая помощь предоставляется, если субъект несовершеннолетний; лицам, страдающим психическими заболеваниями; недееспособным гражданам. Это те субъекты, которые априори нуждаются в защитнике.

В уголовном процессе бесплатная юридическая помощь оказывается обвиняемому лицу в случаях, когда в деле участвует прокурор или, когда у второй стороны есть адвокат. Исходя из нашей практики, на сегодня нет ни одного случая в уголовной практике, когда было отказано в предоставлении бесплатной юридической помощи.

В административном производстве также предусмотрено, что участие в адвоката, обязательно в тех случаях, когда об этой необходимости заявляет сторона процесса.

В гражданском процессе адвокат может быть предоставлен бесплатно пенсионерам, участникам великой отечественной войны, и приравненным к ним, инвалидам I и II группы, дети сироты, военнослужащие в период прохождения службы, женщинам, имеющим малолетних детей. Если в судебном заседании перечисленные участники процесса просят предоставить им квалифицированную юридическую помощь, то судья выносит определение и направляет в юридическую консультацию по территориальности. В консультации назначается адвокат, который принимает поручение и получает ордер на ведение дела.

Ко всем адвокатам, в том числе оказывающим бесплатную юридическую помощь есть определенные требования по качеству оказываемых услуг. В частности, адвокаты приняли этический кодекс, в котором прописано: «Выполнять работу честно и добросовестно». Отношение адвокатов к выполнению своих обязанностей очень серьезное независимо от того работают они по соглашению или по назначению. Еще до принятия закона о гарантированной государством юридической помощи адвокаты самостоятельно проводили анализ по участию адвокатов в делах по соглашению и делах по назначению. Результаты исследования показали, что, когда адвокаты принимают участия в делах по назначению, результаты работы бывают лучше, чем в делах по соглашению.

В связи с принятием в Казахстане закона о гарантированной государством юридической помощи у нас существует единый администратор. Этот тот орган, который оплачивает труд адвокатов, работающих по назначению. Администратором выступает Министерство юстиции РК.

Что необходимо изменить?

Во-первых, необходимо строго определить круг граждан, которым предоставляется бесплатная юридическая помощь в уголовном процессе. Например, органами досудебного расследования расследуются дела о коррупции или хищении и т.п. К уголовной ответственности привлекается человек небедный, у которого есть средства, семья. По закону, так как это тяжкое преступление, ему положено предоставить адвоката по назначению. И ему назначается такой адвокат, и государство полностью оплачивает такого адвоката. На мой взгляд, в таких случаях адвокат должен оплачиваться человеком самостоятельно, поскольку он имеет существенный доход и сам способен оплатить услуги защитника.

Во-вторых, необходимо определиться с тем, как оплачивать труд адвокатов, работающих по назначению и оказывающих гарантированную государством юридическую помощь. Следует установить адекватный размер оплаты услуг адвокатов и устранить бюрократические проволочки в оформлении постановления об оплате труда, то есть упростить механизм оплаты труда адвокатов. Мы с Вами понимаем, что чем проще система, тем меньше коррупции, тем быстрее до конечного пользователя доходит юридическая помощь в которой он нуждается.

Изложенные тезисы эксперта - часть видеопроекта «ЭВРИСТИКА», цель которого заключается в простом разъяснении сложных понятий. Мы обращаемся к отдельным экспертам для разъяснения различных вопросов, возникающих в процессе обсуждения ключевых реформ законодательства и правоприменительной практики Республики Казахстан, новых трендов в международных стандартах и уже нам знакомых принципов и стандартов международного права.

Наш проект рассчитан на широкую аудиторию, и, надеемся, будет интересен не только специалистам права, но и любому человеку, готовому получать информацию из первых уст экспертов.

 



Архив