Я не готова называть свои данные, и по ходу моей истории станет ясно, почему. Я из Алматы, мне сейчас 29 лет. Но в ближайшее время я планирую переезжать в Москву – получила предложение по работе.
Когда со мной произошла эта неприятная история, я физически была в Шымкенте – вместе со своим директором. У нас была длительная командировка, проектная. Я только отучилась за рубежом, а по приезде устроилась в частную фирму. У меня была должность ассистентки, по факту я была практически проектным менеджером. Но в командировку он меня с собой взял в качестве советника и правой руки, чтобы я регулировала все операционные процессы, заодно и его встречи. Когда он занимался другими делами – на встречи ходила я. Тогда мне было 24 года.
Поначалу никаких намеков не было – была дистанция. А потом в один из вечеров я очень устала и решила выпить бокал вина перед сном в гостиничном ресторане. Он вышел ужинать и подсел ко мне. Стал расспрашивать, кем я себя вижу в будущем, о чем мечтаю, когда хочу замуж. Я пообщалась с ним полчаса и ушла. Заподозрила ли что-то? Нет, конечно, просто беседа.
На следующее утро он сказал: «Хорошо вчера посидели». Я просто улыбнулась – что я должна была ответить? Ну да, нормально пообщались. Днем он написал: «Может, вечером снова поболтаем в ресторане?». Я сделала вид, что не заметила сообщения – я подумала тогда, что это уже не очень, хотя ничего криминального не было в этом сообщении. Мы уже тогда были в командировке на проекте неделю, я решила, что ему просто скучно и хочется пообщаться. Но я не хотела, для меня это странно — вступать в близкое общение с начальством. К тому же у меня был парень, и я подумала, что не хотела бы, чтобы он так со своей коллегой проводил вечера в ресторане. В общем, на этом тема закрылась.
Через несколько дней нас позвал его деловой партнер на ужин к себе домой. Повода отказаться не было, и я тоже пошла. Началось все с деловых бесед, но эта домашняя атмосфера и алкоголь расположили всех на дружеский лад. Часов в 9 вечера я вышла во дворик подышать воздухом, а через 5 минут пришел мой шеф. Он подошел близко и сказал, что я очень красивая. Я дико напряглась, но не смогла даже ничего ответить. Видимо, он принял мое молчание за кокетство, не знаю, но он полез ко мне целоваться. Я его оттолкнула и убежала, поймала такси и уехала. На следующее утро он мрачно извинился и все.
Потом у нас был перерыв, мы вернулись из командировки домой. Через три дня он написал мне, чтобы я приехала в офис. Закатил мне там скандал, сказал, что я якобы за его спиной устроила роман с его деловым партнером, якобы я с ним сплю. А я этого мужчину видела только один раз. В общем, он стал грозить увольнением, а я разрыдалась от понимания, что никак не могу доказать свою правоту. В итоге он сказал, что дает мне второй шанс, но если я буду и дальше так себя вести, то лишусь работы.
Наверное, надо объяснить, что я росла в строгой семье, где было не принято спорить со старшими. Для меня мнение и слово старшего всегда было законом. И в свои 24 года я абсолютно не умела заступаться за себя и не особо знала, где мои личные границы. Видимо, он это понял.
Потом мы снова уехали в Шымкент. Несколько дней он меня вообще игнорировал, разговаривал очень холодно и нормально не объяснял задачи, чтобы докопаться до меня. А потом в субботу вечером, когда мы ужинали, выдал, что поссорился с женой из-за меня. Я опешила, потому что вообще не поняла, с чего бы вдруг. Он начал объяснять, что нашел мою страницу в соцсетях и смотрел мои снимки в купальнике. Это увидела жена и разозлилась. И якобы жена ему сказала, что он меня возит с собой в командировки для этого. Я вообще не понимала, как реагировать. И пока я молчала, он сказал: «Кстати, у тебя шикарная фигура. Наверное, без купальника еще лучше». Я вся покраснела и сказала, что мне не очень приятно это слышать, потому что он мой шеф и вообще не должен смотреть мои фото в моих личных соцсетях. И он со словами «зачем ты тогда такое выкладываешь» вдруг под столом стал гладить меня по ноге.
Знаете, я раньше думала, ну почему женщины не орут, не дерутся, не убегают? А тут я поняла, что такое парализующий страх. Он уже стал поднимать руку выше, в итоге засунул ее под платье. А я даже пошевелиться не могла. Пока не почувствовала, что меня тошнит. Я убежала, мне стало плохо, а потом я спряталась в своей комнате. Я не знала, что делать, потому что – ну как это вообще доказать?
Он стал стучать ко мне в номер, говорить, что я все не так поняла, что я хорошая девочка и нам надо поговорить. Я зачем-то открыла и стала рыдать. А он стал говорить, что я хорошая, что не должна никому об этом говорить. А потом сказал, что нам не стоит больше вместе работать. На следующий день я уехала домой.
Я все рассказала подруге, и она начала орать на меня, почему я сразу ничего не сделала, почему не жаловаться. А я просто поняла, почему женщины не хотят никуда идти. Тебе просто страшно и хочется спрятаться под одеялом на всю жизнь. Мне казалось, что я во всем виновата. Что я сама одевалась вульгарно, что я сама промолчала, что я близко подпустила его.
Я очень долго мучилась из-за этой истории. Слишком это надломило меня, скромную и потерянную на тот момент. Я ходила к психотерапевту год, мы много говорили с ней, я делала упражнения. И в какой-то момент вышла на такой уровень отстраненности от ситуации, что решила, что это благо. Может, не случись этого, я бы так и ходила, не умея защитить себя и боясь рот раскрыть лишний раз. А теперь я четко знаю, что такое личные границы, как сказать «нет» и когда надо убегать.
Что я посоветую? Советчик из меня в этой истории сомнительный, учитывая, как это все развернулось. Но на будущее я хочу сказать девочкам важную вещь: если вам интуиция подсказывает, что происходит нечто неладное – не ждите разворота событий. Вставайте и уходите, говорите, что вам не нравится, если надо – кусайте и бейте. Верьте своим внутренним ощущениям, они обычно не обманывают. Если в такси кажется, что водитель странно смотрит – предупредите хотя бы родных, на какой машине едете, желательно, чтобы он это слышал. Не думайте, что с вами что-то не так. Если страшно, значит, на то есть причины.
Публикация подготовлена Центром исследования правовой политики (LPRC) в рамках проекта “Борьба с сексуальными домогательствами на рабочем месте и в общественных местах посредством законодательных реформ, ответственного ведения бизнеса и повышения осведомленности в Казахстане”, поддержанного CFLI (Canada Fund for Local Initiatives)