Я работаю фотографом, и часто фотографирую в клубах. Однажды там произошел случай, который мне запомнился. Дело было ночью, в клубе отдыхала компания взрослых женщин – лет так за 45. Я фотографировал всех гостей, дошел до их столика.
Тут надо объяснить, что, когда я работаю в клубе, я со всеми женщинами вежлив и галантен. Мне же нужно, чтобы люди соглашались фотографироваться. Поэтому я разговариваю с гостями, делаю комплименты девушкам, предлагаю сфотографировать их каждую по отдельности, потом вместе с подружками. Говорю им, как они прекрасно выглядят, какие они красивые.
Для нас, фотографов, это стандартные фразы. Мы это воспринимаем как часть работы, не вкладывая никакого подтекста. А люди могут понять по-своему.
В тот вечер все было так же. Я подошел к столику, за которым отдыхала компания взрослых женщин. Они были уже сильно навеселе. И вот я начинаю их фотографировать, забрасываю их комплиментами. И одна из этих женщин начала на меня смотреть и улыбаться мне. Ну, я такой человек, если мне кто-то улыбается, то я улыбаюсь в ответ. В общем, не обратил на это особого внимания. А потом эта женщина подходит ко мне и спрашивает: «Как дела?». Я ей вежливо отвечаю, обращаюсь на «вы». А она продолжает разговор и спрашивает меня: «А ты потом куда едешь?». Я не почувствовал подвоха. У меня иногда спрашивают о том, какие клубы в городе работают, куда можно пойти отдохнуть. Я же фотограф, и знаю эту индустрию, могу подсказать людям.
Ну, я и рассказываю этой женщине свои планы, в какие клубы дальше поеду, когда освобожусь. И тут она мне говорит: «Когда закончишь, подъезжай сюда. Посидим, поболтаем. Проведем время приятно». И только в этот момент до меня начинает доходить, чего она от меня хочет. Я начинаю отказываться, объясняю, что женат. А она мне в ответ: «Да ладно, не переживай, я тоже замужем. Пошалим».
От этого «пошалим» меня аж передернуло. Настолько неприятно стало. Она еще в тот момент подошла очень близко ко мне, почти вплотную. А я отодвинуть ее от себя не могу, у меня же руки аппаратурой заняты: в одной руке – фотоаппарат, в другой – свет. И я начинаю просто отшатываться от нее.
Помню это ощущение: мерзко от такого предложения и жутковато становится. Не то чтобы я ее испугался, она не вызвала у меня ощущения угрозы. Но у меня в голове закрутились мысли о том, не хочет ли она меня подставить. Вдруг ей нужно насолить мужу, а тут я подвернулся под руку? Я вообще от замужних стараюсь держаться подальше, чтобы не возникало неловких ситуаций. А тут – такое. Я отшутился и отошел от нее. Остаток времени, что я там провел, она ловила меня взглядом, но я делал вид, что не замечаю этого.
Позже я заметил, что эта история повлияла на меня. Теперь, когда я подхожу к женщинам в клубе и приглашаю их фотографироваться, я всегда делаю оговорки, что не подкатываю к ним. Говорю: «Не подумайте ничего лишнего». А если возникают хоть малейшие намеки, сразу их пресекаю.
Но ещё более неприятный случай произошел со мной на другой работе. Бывает, иногда я таксую по ночам – днем таксовать у меня времени нет. Однажды ночью я подвозил трех женщин, они были ненамного старше меня – лет 35-40, не больше. Две из них были пьяными, они сели на заднее сидение. А одна – трезвая – села на переднее рядом со мной.
Ехали спокойно, все как обычно. Я заметил только, что та, что на переднем сидении, на меня поглядывает. Ну как: я же поворачиваюсь в ее сторону иногда, чтобы посмотреть в зеркало заднего вида, когда мне перестроиться нужно. Ну и когда поворачивался, то видел, что она на меня смотрит. Большого значения этому не придал: смотрит, и ладно.
И вот в какой-то момент она кладет руку мне на колено. Причем, ее подруги еще были в машине. Но они были уже настолько пьяными, что, кажется, не заметили этого. Я ничего не сказал, просто молча убрал ее руку в сторону.
Сначала по маршруту мы развозили ее подруг, она сама должна была выходить последней. И когда мы уже направлялись в сторону ее дома, я увидел, что она корпусом ко мне повернулась и смотрит на меня. Она начала меня уговаривать подняться к ней домой, предлагать вместе отдохнуть. Говорила: «Да ладно тебе, мы же оба взрослые люди».
А я – такой человек, мне неудобно грубо отсекать человека, особенно женщину. Я отшучивался. Помню, я проговорил ей, что я женат, и что мне это неприятно его поведение, она отвлекает меня от работы.
И когда мы уже заезжали к ней во двор, она снова положила руку мне на колено и начала рукой подниматься выше. Тут я уже не выдержал, остановил ее, попросил все это прекратить.
Внешне она была приятной девушкой, довольно симпатичной. Поэтому у меня чувства были двоякие: с одной стороны, мне было приятно, что интересная на вид женщина обратила на меня внимание. Это приподнимает самооценку. Но, с другой стороны, мне было некомфортно от ее настырности. Я ведь ее просил остановиться, а она продолжала давить, руками ко мне тянулась. Из-за этого я чувствовал дискомфорт. Ощущение, будто тебя используют.
Она еще какое-то время поупиралась, поуговаривала меня, а потом вспылила. Выскочила из машины и хлопнула дверью. И я уехал. Страха у меня не было, но неприятный осадок остался.
Домогательства – это общая проблема мужчин и женщин. Об этой проблеме надо говорить больше, и очень важно, чтобы парни тоже о таком рассказывали. Если мы будем говорить, что такое поведение – это не норма, со временем мы сможем изменить отношение общества.
Неважно, женат я или нет, замужем девушка или нет – приставания ни для кого не будут приятными, это в принципе неприемлемо. Если тебе сказали «нет», значит, нужно остановиться.
Публикация подготовлена Центром исследования правовой политики (LPRC) в рамках проекта “Борьба с сексуальными домогательствами на рабочем месте и в общественных местах посредством законодательных реформ, ответственного ведения бизнеса и повышения осведомленности в Казахстане”, поддержанного CFLI (Canada Fund for Local Initiatives)