ОФ «Центр исследования правовой политики» подготовил аналитический отчет «АНАЛИЗ РЕФОРМЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ВЫБОРОВ В КАЗАХСТАНЕ». Отчет представляет обзор законодательных изменений в рамках последних реформ, инициированных Президентом Касым-Жомартом Токаевым применительно к их реализации на практике. В нем также предлагаются пути реформирования избирательного и партийного законодательства в соответствии с международными стандартами и лучшими практиками.
Одной из наиболее рекламируемых властями реформ были прямые выборы сельских акимов, которые прошли 25 июля 2021 года. Хотя процесс обсуждения поправок в закон о выборах, которые вводили порядок избрания сельских акимов, формально включал представителей гражданского общества в онлайн формате, но на практике не был инклюзивным. Поскольку, непосредственное участие в обсуждении принимали только разработчик законопроекта в лице Министерства национальной экономики и депутаты Парламента, а сама дискуссия не подразумевала существенных изменений изначального проекта министерства.
Период между принятием поправок в законодательство, обеспечивающих нормативно-правовую базу выборов и объявлением выборов составил один месяц. У избирателей и других заинтересованных сторон не было достаточного времени, чтобы в полной мере ознакомиться с новыми правилами местных выборов, не говоря уже о полноценной подготовке к ним со стороны кандидатов. По этой причине, выборы сельских акимов проходили на фоне низкого уровня информированности и доверия со стороны общества.
Несмотря на попытки властей позиционировать выборы сельских акимов, как существенный шаг в демократизации политической системы, оценка независимых экспертов была негативной. Среди основных проблем были отмечены законодательные барьеры на участие независимых кандидатов, тотальный контроль властей над избирательным процессом, а также зависимость избираемых сельских акимов от исполнительной вертикали власти.
Мажоритарная система относительного большинства, используемая для выборов сельских акимов широко применяется на муниципальных выборах в разных странах и подходит для быстрого определения победителя, что немаловажно при проведении большого количества выборов одновременно. Такая модель в редких случаях требует проведения второго тура голосования, что позволяет значительно упростить выборы и сократить расходы, связанные с их организацией.
По мнению исследователей, регистрационные требования для кандидатов в сельские акимы содержат ряд дискриминационных и непропорциональных ограничений, такие как возрастной ценз, соответствие требованиям для административных служащих корпуса «Б», необходимость сбора подписей, исключение за наличие судимости за любые преступления и специальная проверка КНБ в отношении кандидатов. Такое множество требований не позволяет гражданам в полной мере реализовать их право быть избранными и ставит процесс регистрации кандидатов в зависимость от позиции властей.
Несмотря на выборность, очевидно, что правила регистрации направлены в большей степени на продвижение кандидатов из среды госслужащих, чем на формирование равных возможностей для всех кандидатов. Из всех зарегистрированных кандидатов, почти половина (48.3%) является государственными служащими, а 19.9% работниками бюджетных организаций, которые тесно связанных с государственными органами.
Из-за сжатых сроков избирательного процесса, кандидаты не имели возможности организовать эффективную избирательную кампанию. По этой причине, агитация была малозаметной, а избиратели не были должным образом осведомлены о кандидатах и их программах. Более того, малый объем государственного финансирования избирательной кампании и ограничения на частные пожертвования в значительной степени подрывали возможности кандидатов в агитации.
Первые прямые выборы сельских акимов завершились в пользу партии Нур Отан, которая в общей сложности получила 628 из 730 (86%) мандатов, включая 65 сельских округов, в которых кандидаты от Нур Отан участвовали как самовыдвиженцы.
Исследователи отмечают, что в целом, законодательство не дает сельским акимам какой-либо независимости в своей работе. Они могут быть произвольно смещены с должности вышестоящими акимами и Президентом. У них нет полномочий самостоятельно формировать бюджета, которым они могли бы распоряжаться. Сельские акимы, несмотря на свою выборность, жестко встроены в исполнительную вертикаль власти и не могут рассматриваться как часть системы местного самоуправления.
В связи с этим исследователи считают, что реформа избирательного и партийного законодательства, а также в сферы обеспечения политических и гражданских прав и свобод была поверхностной и носила косметический характер. Как показывают результаты прошедшие парламентские выборы и выборы сельских акимов, не привели к качественным изменениям.
Данное исследование стало возможным благодаря всесторонней поддержке американского народа через Агентство США по международному развитию (USAID). Выраженные в ней мнения принадлежат авторам и не обязательно отражают точку зрения USAID или правительства США.
ОФ «Центр исследования правовой политики» благодарит International Republican Institute (IRI) за оказание поддержки в проведении исследования.
ОФ «Центр исследования правовой политики» также выражает благодарность всем экспертам и специалистам, принявшим участие в подготовке и обсуждении представленного исследования.